Мой сайт
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

 Люди-кошки / Кошачье племя / Cat People (1942)

 

Название: Люди-кошки / Кошачье племя
Оригинальное название: Cat People
Год выхода: 1942
Жанр:
мистика, мелодрама, ужасы, фильм-нуар
Режиссер: Жак Турнёр / Jacques Tourneur
В ролях: Симона Симон, Кент Смит, Том Конуэй, Джейн Рэндольф, Джек Холт, Генриетта Бернсайд, Алек Крэйг, Эдди Дью, Элизабет Данн, Дот Фарли, Мэри Халсли, Тереза Харрис...

О фильме:
Молодой человек встречает девушку в парке, возле клетки с пантерой. Между ними вспыхивает страсть, через пару дней он делает ей предложение, но, перед тем как ответить согласием, девушка рассказывает ему легенду о кошачьем племени, мрачную историю времен турецкого владычества, когда Сербия (а героиня сербка) была под пятой сатанинских сил. Девушка уверена, что проклятие, обрушившееся на её родную деревню в давние времена, продолжило жить в ней...

Доп. информация: ВАЖНО (!!) для особых ценителей и адептов мистического кинематографа в целом и Жака Турнёра в частности: на мой вкус, профессиональный многоголосый перевод к культовому фильму 1942г. «Люди-кошки», к великому сожалению, получился из рук фон плохим (в отличие от «Я гуляла с зомби», кстати - там всё ок), словно бы какой-то троечник сперва "подхалтурил" с набором русского текста, а после проф-актёры озвучки с некоторым изумлением начитали его корявые вирши, тормозя на необоснованных длиннотах, не попадая в ритм оригинала и не понимая химии отношений между персонажами.

 

Режиссёр озвучки тоже не особо парился и на главную женскую роль назначил актрису с очень фальшивыми, непроникновенными интонациями, что дополнительно рушит тонкую лирическую атмосферу картины, кропотливо созданную гением режиссуры Турнёром. Именно поэтому лично я при попытке просмотра был сильно озадачен и оказался не в состоянии воспринять ровным счётом ничего из происходящего. И вот уже - «духовной жаждою томим» - начал делать свои субтитры к фильму. Затем как всегда увлёкся, влюбился в это кино до чёртиков и сделал свой вариант озвучки. У кого руки до звука так и не дойдут, строго рекомендую вновь созданные субтитры - они наиболее точно следуют ритму, атмосфере, смыслу и духу оригинала. Собственно, вот это и хотел сказать перед просмотром на правах «ИМХО».



Страна: США
Студия: RKO Radio Pictures
Продолжительность: 01:12:55
Перевод: Любительский (одноголосый закадровый) liosaa, профессиональный (многоголосый закадровый) R5, авторский (одноголосый закадровый) П.Карцев

  • По ходу фильма первоначально нигде не предполагалось показывать Ирену, превратившуюся в зверя. Когда студийный супервайзер Лу Остроу потребовал, чтобы в соответствующих сценах фильма появилась пантера, Жак Турнье отказался это требование выполнять, и Остроу приказал уволить режиссёра. Вэлу Льютону удалось замять скандал тем, что сцена с нападающей пантерой была снята, но при пониженном свете и в итоге разглядеть зверя среди теней на экране было совершенно невозможно.
  • Фильм так долго не сходил с экранов, что некоторые критики, первоначально картину ругавшие, затем посмотрели его снова и поправили свои рецензии на более позитивные.

  • В 1993 году фильм, как имеющий большое художественное значение, был внесен в Национальный кинорегистр США.
  • Рекламным слоганом фильма была фраза «Поцелуй меня — я загрызу тебя до смерти!»
  • Именно этот фильм ввёл в практику приём, когда нагнетание напряжённости не приводит к пугающему событию, заканчивается «пшиком». Этот приём в практике Голливуда с тех пор называется «автобус», так как в одной из сцен «Людей-Кошек», когда Элис идёт по ночной улице, зритель слышит что-то вроде кошачьего шипения и ожидает, что сейчас на женщину нападет пантера, а звук оказывается шумом мотора подъезжающего автобуса.

 

Очень тонкий и абстрактный фильм Турнёра младшего, совсем не воспринимается (тем более по временам сегодняшним) как ужастик или триллер.
А вот, как очень глубокий и многогранный анализ женской натуры, «Люди-кошки» Жака Турнёра заставляют вспомнить о себе ещё и ещё!
Недаром женщины любят ассоциировать себя с кошками!

Непредсказуемость и многозначность сюжета, грациозность и лёгкость, на ряду с нарастающей, не отпускающей мрачностью, вызыает желание возврощатья к этому фильму вновь и вновь. И всякий раз он воспренимаеться немного иначе чем в предыдущей, в унисон с противоречивостью женской натуры!
8 из 10

 

 

Фильм «Люди-кошки» оставил двоякое впечатление. С одной стороны это все-таки ставший классическим фильм. С другой стороны, он сделан, на мой взгляд, халатно. Определенное количество не состыковок, конечно, придают картине некий шарм, но уж как-то по-простецки действовал Турнёр, реализуя в жизнь свою задумку. Но в любом случае, обвинять легче, когда не знаешь специфики съемок. А уж тем более съемок с хищными животными.

Собственно, хищные звери, такие как леопард и черная пантера являются неким лейтмотивом в фильме, не занимая основного положения на экране. Тем не менее, они являются основообразующим элементом фильма. Жак Турнёр решил рассказать нам историю эмигрантки из Сербии, с топографической фамилией Ирены Дубровны. Прекрасная девушка не может любить и жить счастливо с возлюбленным, ведь на ее род возложено древнее проклятие. Но истинный американец, эталон логичности и рационализма Оливер Рид считает, что это всего лишь древние суеверия. И он решает во что бы то ни стало доказать своей возлюбленной, что она ошибается.

Что касается персонажей, то они выдерживают хороший уровень исполнения. Да вот только персонаж Кента Смита вызвал во мне какое-то неуважение, смешанное со злобой к его Оливеру. Уж слишком слабовольным человеком он мне показался. Каким-то трусливым.

В этом контексте мне становится не очень понятной концовка. Слишком противоречивые чувства я испытывал к концу просмотра. Очень понравился Том Конуэй, в роли Луиса Джадда. Его персонаж напомнил мне одного из моих любимых актеров Винсента Прайса, хотя не хочу их сравнивать, уж слишком они разные люди. Отдельно хочу сказать про актера, в титры не попавшего. На кинопоиске Dynamite персонаж, которого исполняет леопард. Позабавило, что у него есть профиль на данном ресурсе. Но к фильму этот эпизод не относится.

В целом, картина Турнёра не вызвала у меня восхищения, признаюсь, я даже несколько раз и зевнул и у меня пару раз проскальзывала мысль плюнуть на все, да пойти спать. К моей радости, довольно банальное и предсказуемое начало фильма завершается вполне интересной концовкой. И в очередной раз хочу отметить не самое большое усердие проявленное при съемке фильма. Безусловно, дело это нелегкое, особенно когда снимаешь в военное время, но я думаю, что для 40-х годов это был по-настоящему великолепный фильм. Да и кроме всего прочего Турнёр уже поставлен в мой просмотровый лист с фильмом «Я гуляла рядом с зомби». Вполне вероятно, что я еще пересмотрю свою оценку…

6 из 10, но только в какую сторону?
P. S. Не стал писать про прием «автобус», вы и сами о нем прекрасно все знаете. Хочу сказать спасибо одному человеку: Лу Остроу. Я благодарен ему за то, что потребовал появления пантеры в соответствующих сценах. Это повысило градус напряжения.
Несмотря на то, что фильм, на мой взгляд, не шедевр, советую его к просмотру. Классику знать необходимо. Особенно тем, кого привлекают фильмы ужасов.

 

Большинство классических американских хорроров, выпущенных в первой половине 40-ых годов имели весьма непростую прокатную судьбу. Это объясняется как общим настроением в стране, которая, пусть косвенно, но была вовлечена в события ВМВ, а перед этим была надломлена Великой депрессией, так и исходом «первой волны» голливудского фильма ужасов. К 42 году флагманы жанра, такие как «Франкенштейн» или «Дракула» успели обрасти тремя-четырьмя сиквелами, невестами и дочерями. Из этих персонажей и их историй были выжаты все соки. Да и прежние иконы жанра, такие как Карлофф, Чейни, Лугоши уже были сбитыми летчиками, если уж говорить откровенно.

Эпоха классических монстров была на излете, новая эпоха гигантских радиационных мутантов и инопланетных захватчиков — еще не наступила. Фактически, это было время, когда несколько удачных фильмов, объединенных общей идеей и тематикой вполне могли изменить дальнейшее развитие жанра ужаса. Но общая ситуация в жанре была столь разнообразна, мало поддавалась классификации и была словно сшита из кусков ткани разного цвета. То «Человек-волк», пытающийся стать в один ряд с появившимися ранее монстрами и сыграть на этом, но, по сути, так и не оправдавший всех возложенных на него надежд. То «Я гуляла с зомби», отсылающий к экзотике и вуду. То совсем уж невероятные кроссоверы в духе «Франкенштейн встречает Человека-волка», одним своим названием признающиеся в собственной художественной беспомощности.

И тут в 1942 году выходит лента «Люди-кошки», с первой же прокатной недели получая полностью забитые кинотеатры и в итоге превосходя бюджет в почти 30 раз. Результат, учитывая специфику жанра, поистине впечатляющий. В воображении возникают образы ликующих боссов RKO, не слишком избалованных такими кассовыми успехами. Самое интересное в этой истории в том, что когда садишься детально разбирать «Cat People» и пытаешься разобраться в причине столь крупной финансовой победы, то сперва не находишь в нем как-либо фундаментально оригинальных решений, той самой изюминки, которая навсегда бы выделила фильм из ряда подобных.

С другой стороны, это не уменьшает многочисленных достоинств фильма, имеющего весьма оригинальную структуру. Фактически, 80% фильма и не являются хоррором. Завязка истории пропитана духом классической мелодрамы тех самых сороковых, развитие и создание конфликтной ситуации — семейная драма молодой пары с элементами народных поверий и сказок, невольно заставляющих вспомнить уже упоминаемого выше «Человека-волка». И только спустя час хронометража события резко ускоряются, теряют рациональное объяснение, напоминают, что это все-таки фильм ужасов.

Сюжетная составляющая очень грамотно подогревается саспенс-сценами возле остановки и в бассейне, которые выдались наиболее удачными и запоминающимися. Во многом благодаря грамотной режиссерской работе как с кадром, так и с последовательностью сцен, когда за ночной сценой первобытного страха следует кабинет доктора, залитый солнечным светом и трезвым расчетом его хозяина. Оригинально? Нет. Работает? Всегда.

Очень удачными вышли женские персонажи в исполнении Симоны Симон и Джейн Рэндольф, на фоне которых герой Кента Смита выглядит на уровне напольной вешалки. Ирена Дубровна-Рид — настоящее зеркало данного фильма, в котором можно увидеть главные и только сильные его стороны: тема страха первобытных, животных инстинктов, наследия и внутренних демонов. Тех самых внутренних монстров, ставших главной темой «Людей-кошек». Которые сидят в каждом из зрителей и могут быть вызваны наружу такими человеческими эмоциями, как злость или ревность.
Так может быть «Люди-кошки» не такой простой фильм, как может показаться на первый взгляд и не зря считается недооцененным?

Этот фильм, который в 1993-ем году был внесён в Национальный кинорегистр США за художественное значение, на деле представляет необычный и достойный образчик мистического триллера эпохи сороковых. Однако построение сюжетной базы весьма любопытно в разнице от многих картин жанра. Здесь повествование словно делится на три неравные по протяжённости части. Завязка на удивление состоит из радужной истории любви, возможно скорее лишь влюблённости. Поначалу зритель знакомится с молодой девушкой Ириной, приехавшей из Сербии, которая заводит дружбу с американцем Оливером. Эти два главных героя будут постепенно узнавать друг друга, тем самым, мистический шлейф пока незаметен, кроме какой-то пустяковой байки, что слышала в детстве впечатлительная эмигрантка. Она гласит, что в стародавние времена, сербы из её деревни прибегли к сатанинским обрядам во благо защиты от набегов турок. Но это стоило им проклятья, вызывая обращения в кошек при чувстве опасности или страсти. Возможно, поэтому Ирину так манят чёрные леопарды в зоопарке?..

Конечно, прагматичный современный Оливер не обращает на это внимание, и они создают семью. Так начинается самая основательная часть хронометража, ввергающая людей по другую сторону от экрана в путаный триллер на бытовой почве. Во-первых, иррационально Ирину одолевают ночные прогулки вдоль клеток с хищниками семейства кошачьих, словно она в бреду или во сне не в силах устоять, а во-вторых, близкая подруга её мужа признаётся ему в чувствах. Намечается любовный треугольник, с одним действующим лицом так похожим на одержимую сумасшедшую.

Режиссёр Жак Турнёр (Jacques Tourneur) играет на зрительских нервах очень удачно. Он использует такие манёвры, которые не позволяют строго выделять однозначный ответ на присутствие мистики в рассказе. Только тревожный саспенс силён. Особо удаётся конструировать преследования героини, которая интуицией чувствует, что за ней ведётся хищническая слежка, но враг ловко прячется во тьме, словно его и нет. Или прямо сейчас из-за угла подворотни выпрыгнёт магическая женщина-кошка? Может это ревнивая жена-сербка нападёт? Возможно, разыгралось воображение, и только перегретый мотор объявившегося автобуса встревожил нервы? Неясность пугает — создатель картины отлично понимал этот инструмент жанра, подтасовывая разные карты. Наблюдать это интересно, как чисто художественные сцены, и главное — с исторической точки зрения, находя самое первое использование подобного голливудского приёма на экране, названного «автобус», где откуда-то из-за угла в самый апогей накала страха в кадре появляется не чудище, а неожиданный прозаичный предмет. Первый блин не комом, кстати.

Остросюжетное кино сороковых годов по сложившейся традиции имеет всегда скоротечные концовки в контраст неспешному былому повествованию, идущие очень шустрыми и откровенными на раскрытие взрытых мистических тайн. «Люди-кошки» не исключение и финал будет апогеем на завершающих минут пятнадцать во всей трагической красе, когда удивительная сказка-байка обретает завершённый вид. Иррациональные девичьи тревоги, разбитое сердце, осознание настоящей любви, расследование психолога, и пробуждение звериной натуры в человеке раскроет свои секреты.

Что ж в завершении своего текста не могу указать и на две, на мой взгляд, неудачные детали постановки. Одной станет несколько не располагающее к себе поведение главного героя — мужа Оливера, который встретившись с первыми трудностями в загадочном характере избранницы, быстро «разлюбит» столь проблемную особу. Посему какого-то психологизма принятия близкой женщины со всеми её заморочками и попытки излечения не найти, кроме самых простых начальных этапов. Меркантильностью и непостоянством отдаёт такой персонаж, где уж тут зрительская симпатия. И второй просто вопиющий факт является тем, что даже будучи мужем, Оливер ни разу… не поцеловал свою жену! Понятное дело, что она опасается родового архаичного проклятия, выявляющегося после пробуждения страсти, но жить с женщиной да ещё супругой и отказывать в подобном кажется сверхстранным. И это только поцелуи под запретом, но они лишь понятная всем вершина айсберга физических отношений, посему здесь сложно отыскать логику.

Но в целом фильм хорош. Игра теней в ночных подворотнях, пугающие шорохи и звуки, опасливый силуэт и что-то животное следующее по пятам мягкой когтистой поступью, легенда о людях-кошках, очи фыркающего хищника за решёткой, подозревающая неладное ревнивица, сеансы гипноза у прагматичного психолога — всё это в симбиозе выдаёт стоящий триллер своих лет. Любителям немного наивной эпохи жанрового кино уделить внимание есть на что.
8 из 10

 

стр 1  стр 2  стр 3  

 

Вход на сайт

Поиск
Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024uCoz